Ассоциации
со словом Мавзолей для рядового обывателя, все больше связаны с
дедушкой Лениным и Красной Площадью в Москве. Однако этот мавзолей
далеко не первый в своем роде, хотя бесспорно, один из самых известных
в мире. Откуда же появилось специфическое название усыпальницы? Знатоки
истории наверняка вспомнят Мавсола из Карии, который, много лет тому
назад правил небольшой провинцией Персидской Империи. Именно для него
любящая жена Артемисия приказала воздвигнуть роскошную гробницу в
Галикарнасе. Аналогия ясна Мавсол-Мавзолей. Да, имя этого самого
правителя живет в веках и теперь стало нарицательным. Мавзолей
в Галикарнасе не сохранился до наших дней. Сейчас в турецком местечке
Бодрум (бывшем Галикарнасе) туристы могут лишь наблюдать развалины
некогда великолепной гробницы. Прежде,
чем вести рассказ о Мавзолее, в котором был захоронен Мавсол, следует
немного углубиться в историю и поведать читателю ряд интересных фактов.
Не сочтите сию справку за занудство – сооружения, подобные
Галикарнасской усыпальнице достойны столь подробного повествования.
Итак, начнем. Во времена правления Мавсола, Кария
уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно
предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько
крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне.
Согласно историческим данным, Мавсол царствовал с 377 по 352 (353) год
до н.э. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа.
Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это
кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях
практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей,
но и римских. Брат и сестра (муж и жена)
управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам
современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не
отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая
роль принадлежала в этом тандеме ему. Галикарнас
во времена Мавсола стал столицей провинции – и одним из красивейших
городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал
Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и
царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы
греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы
демократического управления. Столица Карии,
Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной.
Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас
был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при
необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань.
Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для
того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом. Талантливые
архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили
жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный
дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался
вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в
случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей
защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В
царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм
греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса. Мавсол
и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства
поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения
и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города
незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство
возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и
бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе
свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их
семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не
любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время. Строительство
гробницы
было начато еще при жизни царя Карийскго, ориентировочно в 353
году до н.э. и длилось не менее трех лет. К проектированию Мавзолея
привлекли знаменитых греческих архитекторов Сатира и Пифея, а в роли
скульпторов выступали Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид. Кстати, Скопас
участвовал в отделке второго Храма Артемиды в Эфесе (к слову, еще
одного Чуда Света античного времени), восстанавливаемого после пожара.
В строительстве Мавзолея Артемисия задействовала сотни мастеров, чьи
имена, к сожалению, не дошли до наших дней. Усыпальницу
планировалось
установить на холме в центре города. Мавзолей представлял
собой архитектурный комплекс со своим внутренним двором, в центре него
была возведена каменная платформа (иначе называемая птерон). К вершине
птерона вела широкая лестница, по бокам ее охраняли каменные львы.
Внешние стены Гробницы украшали статуи богов и богинь, а по углам
сооружения «расставили» каменных стражей-воинов, которые несли
бессменный караул. Плиний Старший
свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше
440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе
находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась
основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены
гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии.
Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на
каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи. Мраморная
квадрига венчала пирамиду. Квадрига – это каменная колесница, запряжная
четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц
отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу
Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров. Мавзолей
обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в
5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В
архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об
этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное
основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска.
Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном
решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон
четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор – что не могло не
сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей
оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе,
прослеживался. Камера погребения находилась на
первом этаже – в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из
белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему
строению греческий храм, использовался, скорее всего, для
жертвоприношений. Мавзолей стоял в
непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам
было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему
виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно,
именно это несоответствие привлекало внимание современников к
Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения
усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира. Мавзолей
был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По
кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем
вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем
выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа.
Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от
тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а
затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое
последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует
версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца,
отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова.
Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком
много воды с тех пор утекло. Что же случилось с
гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял
много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в
334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия
нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного
города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это,
продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше.
Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры
завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую
столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света. В
начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского
ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные
плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки
замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где
некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди
были безжалостны к Гробнице – время и природные катаклизмы привели к
тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось
лишь основание. В начале XVI века Мавзолей был
осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При
этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман,
хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского
ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы.
Однако вопрос остается – были ли они первыми, кто вошел в недра святая
святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок,
проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились
некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо,
вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем
Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей – их
гораздо больше интересовали драгоценности и золото. Сохранилось
даже описание обстановки и убранства внутренних зал Мавзолея, которое
было записано со слов воинов-рыцарей, побывавших внутри. Насколько оно
правдиво, сейчас трудно сказать, но, все же, это лучше, чем ничего. Итак,
крестоносцам
приказали разбирать кладку Мавзолея для того, что бы
строительный материал использовать для укрепления крепости. Постепенно
они добрались до мраморной залы, которая была поистине великолепна!
Мраморные колонны, стены и потолки, декорированные барельефами, изящные
карнизы - украшали это четырехугольное, внушительных размеров
помещение. Следующая
зала, обнаруженная «стройотрядом» была гораздо меньше предыдущей.
Именно там люди увидели мраморный надгробный памятник и урну, которая
очевидно хранила прах царей. Однако, далее «исследователи» не смогли
продолжить изыскания, поскольку были призваны в лагерь. На следующий
день они нашли уже разоренную могилу, а также следы варварского
расхищения погребальной камеры. Возможно, нашим
современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного
Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога
сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что
бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал
точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить
несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию,
сделанному еще в древние века историком Плинием. В
результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное
основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части
той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также
Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из
мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит
с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из
известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон
имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда
построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977
году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса. Теперь
форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества»
многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во
времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился»
неплохо – множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных
элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в
Британском Музее. Современные архитекторы
претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе
послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию
Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св.
Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле
находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни.
Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно
привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных
мастеров.
|