Поклониться
Зевсу съезжались паломники со всей Эллады – они благоговейно ступали на
порог Храма и тут же замирали, словно пораженные громом – на них
смотрел Бог, Царь, Вседержитель. Зевса боялись, любили, а некоторые
втайне ненавидели, но равнодушным не мог остаться никто. Зевс сидел на
троне, его глаза сверкали мистическим огнем, он замер в величественной
позе – в одной руке зажав скипетр, а в другой - статую богини победы
Ники. «Если он сейчас встанет, то наверно пробьет головой крышу» – так
думал каждый, кто приходил на аудиенцию к Всевышнему греческого
Пантеона… Статуя Зевса Олимпийского бесследно
исчезла с лица земли более пятнадцати столетий тому назад, однако
память об этом шедевре жива до сих пор. Исследователи восстановили ее
облик опираясь на изображения, сохранившиеся на древних монетах, только
благодаря этим «артефактам» человечество узнало как выглядело Четвертое
из Семи Чудес Света. История статуи Зевса
началась в 776 году до нашей эры, когда впервые в Храм, построенный в
его честь, прибыли участники Олимпийских игр со всей округи – из Малой
Азии, Сирии, Сицилии, Египта, и, конечно, Эллады. Первое Святилище
возвели на западном побережье Греции примерно в 150 км. от Афин. Игры
проводились также раз в четыре года, как и сейчас. Соревнования были
призваны объединить разрозненные города-государства Древней Эллады,
поэтому священное перемирие объявлялось на все время Олимпиады. Шли
годы, столетия - Игры обретали все большее политическое значение,
поэтому правителями было решено построить новый Храм, богаче и выше,
чем прежний. Строительство продолжалось более
15 лет и, вот, в 456 году до нашей эры явился Свету прекраснейший из
Домов Зевса, спроектированный архитектором Либоном. Новый храм по
внешнему виду был весьма похож на другие знаменитые греческие Святилища
– Храм Артемиды в Эфесе и Парфенон в Афинах. Храм
Зевса возвели на прямоугольной высокой платформе, тринадцать огромных
каменных колонн поддерживали крышу, а всего столбов было 34. Каждый из
них имел высоту в 10 метров и диаметр в 2 метра. На фронтонах
располагались большие скульптурные композиции (барельефы), которые
изображали 12 подвигов Геракла. Отделка Святилища производилась
мрамором. Массивные двери-ворота изготовили из бронзы, они так же в
высоту равнялись 10 метрам. Не
смотря на помпезность и богатый декор, жрецы все же считали Храм не
достойным Верховного Божества - не хватало самого хозяина Дома,
громовержца Зевса. Было принято решение пригласить из Афин
прославленного скульптора Фидия, что бы тот сотворил нечто из ряда вон
выходящее, невиданное - мастер оправдал возложенные на него надежды и
создал Статую Зевса. Весть о ней тут же облетела античный мир, и шедевр
нарекли одним из Чудес Света. Почему же именно
Фидию была доверена великая миссия? Сейчас ответить на это вопрос
однозначно затруднительно, но все же, предпосылки для этого были. В
первую очередь, мастер имел хорошую репутацию, слыл честным человеком,
а во-вторых, уже обрел известность после того, как создал статую Афины
для храма в Парфеноне и ряд других композиций для наружного убранства
Святилища. Говорят, высота главной статуи была равна сорок шагам! Итак,
Фидий приехал в Олимпию примерно в 440 году до нашей эры. Для начала он
велел построить мастерскую немного к западу от самого Храма. Он
распорядился, что бы ее размеры в точности соответствовали площади и
высоте Святилища. В помощники он взял двоих подмастерьев, их работа
заключалась лишь в уборке мусора – всю работу мастер вел сам. Никто не
видел что творил Фидий, спрятавшись за пурпурным занавесом – он строго
охранял свой покой и не допускал посторонних в помещение, где ваял и
созидал величайшее из Чудес. Основным материалом
для статуи служила слоновая кость. Фидий изводил поставщиков сырья,
очень придирчиво отбирая только самое лучшее, не имеющее никаких
изъянов. Кроме слоновой кости для отделки статуи требовалось золото и
драгоценные каменья. Их доставляли под строгой охраной, непосредственно
в руки скульптора. Всего Зевс «забрал» более 200 кг. этого «желтого
металла», сейчас денежный эквивалент стоимости одной отделки превысил
бы 8 млн. долларов! Скульптор применял особую
технику, которую разработал сам несколько лет тому назад, она
заключалась в том, что бы на деревянный каркас наслаивать листы металла
и слоновой кости. Существует предположение, что Фидий в мастерской
вырезал лишь части статуи, а сборка происходила непосредственно в самом
храме, иначе транспортировка такой громадины была бы весьма
затруднительна. Размеры статуи по описанию очевидцев впечатляли – 13
метров в высоту (а по некоторым данным 17 метров), кроме того Зевс
находился на возвышении высотой, примерно, в 1 метр и шириной в 6.5
метров. В итоге скульптура божества соответствовала размерам 4-х
этажного здания. Согласитесь, это немало даже в наше время! Долгожданное
открытие статуи свершилось в 435 году до Рождества Христова. До сих пор
остается загадкой, как смог мастер в точности рассчитать размеры
скульптуры – так, что бы она в высоту практически касалась потолка, но
при этом не задевала его. Удивительно, но статуя казалась даже больше,
чем была на самом деле! В любом случае, Фидий добился потрясающего
эффекта присутствия – Зевс подавлял, заставлял ощущать чувство
животного страха и боголепного трепета. Самые впечатлительные паломники
падали ниц, и долго не могли поднять головы, боясь ощутить на себе
взгляд Божества. На самом деле, «живые» глаза
Зевса были не что иное как хитроумная уловка, придуманная все тем же
Фидием. У подножья статуи он распорядился устроить бассейн, в который
наливалась вода, а затем оливковое масло. Свет из открытых дверей падал
на поверхность бассейна, а затем отражался от, почти черной,
маслянистой глади снопом окутывая лицо и плечи Зевса. Сама статуя
постоянно смазывалась елеем (оливковым маслом) – это делалось для того,
что бы слоновая кость не покрылась трещинами. От блестящего,
лоснящегося лица Божества исходило сияние, а глаза «метали молнии». Фидий
был очень горд своим творением, и часто наблюдал, спрятавшись в глубине
храма, за реакцией посетителей. В те времена ходила легенда, согласно
которой у скульптора спросили, каким способом он вдохновился на
создание столь величественного и правдоподобного образа Царя Богов -
сам ли к нему спустился Зевс и показался во всей красе или мастер
поднялся на небо, что бы лицезреть кумира? Фидий скромно отвечал, что
изобразил Зевса согласно описанию данному Гомером в Книге Первой
Илиады. Судьба скульптора, как и многих
гениальных людей, оказалась печальной. По одной из версий, вернувшись в
Афины, Фидий был вскоре арестован и заключен в тюрьму, где и умер, не
дождавшись суда. Говорили, что он обвинялся в краже золота, но на самом
деле, у этой истории были политические мотивы – недоброжелатели не
могли добраться до друга Фидия - Перикла и вредили ему, уничтожая его
соратников. Согласно второй версии – Фидий умер спустя 6-7 лет от
болезней и старости. Последние годы скульптор доживал в полном
одиночестве, оказавшись изгоем, в некогда прославлявшем его обществе. Но,
давайте вернемся к Статуе Зевса - как же, она выглядела? Древний
историк Павсаний оставил довольно четкое описание. Итак, Бог восседал
на троне, который был изготовлен из кедрового и черного дерева, а также
отделан золотом. Престол украшала резьба, изображавшая сюжеты,
прославлявшие Громовержца, героев мифов и богов греческого пантеона. На
ножках гигантского кресла были вырезаны четыре изображения богини
победы Ники. Кроме того, трон инкрустировали слоновой костью и
драгоценными каменьями. Саму
фигуру Зевса Фидий выполнил из золота и слоновой кости. Борода, волосы,
накидка и сандалии Зевса были золотыми, на голове красовался оливковый
венок. По пояс обнаженное тело, лицо, руки и ноги сотворены из
отшлифованной до блеска слоновой кости высочайшего качества. В правой
руке громовержец держал статую богини Ники, в левой скипетр, украшенный
драгоценными металлами. На верхушке скипетра восседал орел, который был
вырезан из слоновой кости в натуральную величину – он символизировал
господство Зевса над всем сущим. Ноги Зевса опирались на скамеечку,
стоявшую подле трона, ее охраняли два золотых льва. Статуе
часто подносили дары, которые навешивались прямо на трон или на фигуру
Громовержца. Среди ценных презентов современникам запомнился богатый
шерстяной покров, подаренный ассирийским правителем Антиохом IV. Храм
Зевса был богато украшен снаружи, внутри же, по сравнению с другими
храмами, царил аскетизм – Фидий задумал сконцентрировать внимание
посетителей на статуе Зевса, и это ему удалось - на фоне практически
пустого зала огромная и помпезная фигура Божества смотрелась очень
эффектно. В те давние времена было модно
копировать выдающиеся произведения искусства - статую Зевса тоже
«клонировали». Так, доподлинно известно, что Киринейский (Ливийский)
правитель заказывал точную копию Олимпийского Зевса, но она, к
сожалению, также не дошла до наших дней. История
«кончины» Статуи Зевса Олимпийского не менее интересна, чем ее
рождение. Для того времени, зыбкого и лихого, шедевр прожил довольно
долгую жизнь. Еще в первой половине IV века нашей эры Зевс
председательствовал на Олимпийских играх, но вот к власти пришел
Феодосий I, Римский Император, который уже успел принять к тому времени
христианство. Правителю были не по нраву языческие игрища греков, и он
запретил проводить Олимпиаду – в итоге в 392 году храм закрыли.
Спросите, какое право имел римлянин вторгаться в дела эллинцев? Дело в
том, что в эти годы Греция уже вошла в состав могучей Римской Империи,
поэтому была вынуждена подчиниться. Однако это
была не первая попытка римлян свергнуть Зевса с олимпийского престола –
еще в I веке нашей эры римский правитель Калигула послал своих людей,
что бы те привезли статую в Рим, но им не удалось выполнить приказ. По
легенде, в то время, когда рабочие стали возводить строительные леса,
Громовержец раскатисто расхохотался и грабители в ужасе разбежались
врассыпную. Что
же случалось с Зевсом после закрытия храма? Исторические свидетельства
носят путаный характер – согласно некоторым источникам статую еще в 363
году перевезли в Константинополь, где она украсила греческий храм; по
другим данным - статуя выжила после разграбления и разрушения Храма в
Олимпии и только после этого ее транспортировали в Константинополь. В
любом случае, свой конец Четвертое Чудо Света нашло на чужбине. Статуя
Зевса погибла при пожаре, поскольку ее каркас был сделан из дерева, она
попросту сгорела – вот так печально оборвалась жизнь исполина. Точная
дата исчезновения с лица земли Зевса Олимпийского не известна, мнения
на этот счет опять-таки расходятся, предположительно это произошло то
ли 425, то ли в 463 или вовсе в 476 г. н. э. На
том месте, где некогда стоял Храм в Олимпии первые археологические
раскопки были проведены в 1829 году. Группа французских ученых смогла
обнаружить очертания Храма, фрагменты скульптур и барельефов, которые
изображали подвиги Геракла. Сейчас эти экспонаты хранятся в Парижском
Лувре. Спустя несколько десятилетий, в 1875 году
в Олимпии работали немецкие археологи, они в течение пяти лет вели
раскопки и нашли множество фрагментов скульптур, а также фундамент
самого Храма, в том числе и знаменитый бассейн, в котором некогда
плескалась вода с оливковым маслом. Последняя
значимая находка - мастерская Фидия была обнаружена в 1950 году.
Археологи обнаружили ямы для литья бронзы, глиняные формы для отлива
пластин золота и даже часть бивня, из которого мастер выделывал
слоновую кость для статуи. На многих предметах сохранилась гравировка,
доказывающая принадлежность инструментов и приспособлений великому
скульптору. Развалины Храма и ныне привлекают
тысячи туристов, к сожалению, кроме мусора и нескольких полуразрушенных
столбов от сооружения практически ничего не осталось… Хотя, нет, здесь
сохранилась загадочная атмосфера и каждому вновь прибывшему
путешественнику хоть на миг, да и почудится раскатистый хохот
Зевса-Громовержца…
|