Про
Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его
называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или мечтой,
воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Взгляните на фото и Вы
поймете - любых эпитетов мало для того чтобы в полной мере отобразить
великолепие и стать этого величественного сооружения. Феноменальность
Тадж-Махала не только в захватывающем дух антураже и запоминающемся
силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям… История
строительства Тадж Махала - история любви, история страсти, история
разлуки, история созидания. Величественный мавзолей-мечеть был возведен
в XVII ( 1631-1653 гг.) веке по указанию императора Великих Моголов (
мусульманских правителей Индии), Шаха Джахана в память о его жене
Мумтаз Махал. Название усыпальницы означает в переводе «Дворец
Короны». Колоссальное сооружение ныне располагается в Агре (Индия) на
берегу реки Ямуна и занимает площадь в 42 акра. В 2007 году Тадж-Махал
занял достойное место в списке Новых Семи Чудес Света. Прежде
чем описывать красоты усыпальницы, рассуждать о параметрах здания и
говорить об инженерных и архитектурных особенностях Тадж Махала,
следует ввести читателя в курс дела, поведав увлекательный сказ о Шахе
Джахане и его возлюбленной. Легенда
гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем
мира» впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам ( будущую Мумтаз
Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского
дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом
деле «луналикая дева» имела знатное происхождение, являясь дочерью
главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет,
церемония откладывалась по ряду причин. Во-первых, принцу Хурраму
(настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская
принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было
совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата
наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то
препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось
лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг
друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На
бракосочетании отец жениха, император Джаханджир «переименовал» свою
невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов,
представительницы королевской семьи получали новое имя после своего
замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в
последствие публично. Так «родилась» Мумтаз Махал (значение имени:
«Украшение Дворца»). К
слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится
гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять
бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди
многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако
император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его
Шахом Джаханом, что в переводе означало «Властитель Мира». Принц Хуррам
пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только
образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал
укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях. Считается,
что к трону Хуррама привела случайность. Однако историки предполагают,
что коварный принц подстроил смерть своего старшего брата и смог взойти
на престол, сменив на посту старого и больного Джаханжира. Все это
время преданная супруга Мумтаз Махал была верной соратницей и
компаньонкой мужа, сопровождала царевича в военных походах, помогала
советом в государственных делах. Современники утверждают, что Шах
Джахан не обращал никакого внимания на остальных жен и наложниц, пока
его супруга была жива. Мумтаз не только была хорошей женой, но и стала
матерью для 13 детей Джахана. Не смотря на частые роды и тяготы
походной жизни, верная супруга была всегда рядом со своим властителем. Итак,
лишь 1628 году Шах Джахан стал Императором огромного королевства.
Историки отмечают, что его царствование принесло огромную пользу для
государства. В этот период империя Моголов крепла и богатела, а
основным принципом, характеризующим политику правления Джахана, стала
фраза: «Если и есть рай на Земле, то он находится здесь». Однако
древняя восточная поговорка гласит «Сладость удовольствия не бывает без
горечи….» Спустя три года, после восшествия на престол Хуррам был
вынужден отправиться в новый военный поход, на этот раз путь лежал в
Бурханпур для того, чтобы подавить восстание и навести порядок во
взбунтовавшейся провинции. Мумтаз Махал как обычно решила последовать
за мужем, не смотря на то, что находилась на сносях. Именно
в Бурханпуре королева родила своего 14-ого ребенка, спустя несколько
дней после родов ослабевшая женщина умерла. Причиной тому стала
инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых
беременностей организм женщины. В то время Мумтаз было всего 36 лет. Придание
гласит, что убитый горем Шах Джахан поклялся умирающей жене, что
создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их
любовь в веках. Правитель сдержал свое слово – после смерти жены
единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы. Первоначально
могила Мумтаз находилась Бурханпуре, и лишь спустя какое-то время
останки доставили в Агру и захоронили недалеко от быстрой реки Ямуна.
На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось
около 22 лет. Возведение усыпальницы было
завершено в 1648 году (хотя возможно, отделочные работы продолжались
вплоть до 1652 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Судя по
дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала
был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме
него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели,
Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. В общей сложности
над Тадж-Махалом трудились не менее двадцати тысяч человек. Существует
мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и
художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее
четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского
искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и
Средней Азии. Считается, что даже Шах-Джахан мог
приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея,
концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими
познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание
Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз.
Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного,
изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением
любви, но и символом великой эпохи. Отметим,
что усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской
архитектуры, поэтому имеет некую схожесть с мечетью. На это
указывают: минареты, купола, стрельчатые пологие арки, арабская вязь и
растительный орнамент на стенах и фасаде здания. Тадж-Махал воздвигнут
на квадратной платформе (186 на 186 футов) с четырьмя усеченными
углами. Таким образом, мавзолей имеет форму неправильного
восьмиугольника. Как уже и говорилось выше, при
создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в
котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в
общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса
подчиняются строгой симметрии. Основной материал для строительства -
белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения,
находящегося в 320 км. от Агры. Центральный купол
мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213
футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть
дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые,
охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни
возведены под углом, они немного отклонены назад – это вовсе не огрех в
проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы
усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что
Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных
толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне? Вся
поверхность Тадж-Махала (как внутри, так и снаружи) украшена резьбой и
инкрустирована полудрагоценными камнями, такими как агат, яшма,
бирюза, малахит, сердолик. А над каждой аркой, ведущей в усыпальницу,
вырезаны цитаты из Корна, чьи затейливые завитки-узоры, придают еще
большую прелесть усыпальнице. Кроме того, большая часть стен и панелей
внутри мавзолея изукрашена затейливым мусульманским орнаментом. В
центре мавзолея, лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы
(ложные гробницы) окружены мраморной изгородью, которая искусно
декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что
расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены
в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить
себе как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой
жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли
саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа,
словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь
голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал
тишину, тишину и покой, нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой
девы»…. Если
присмотреться, то можно увидеть, что саркофаг Императора нарушает
симметрию помещения. Действительно, он был добавлен позже, т.к.
первоначально Шах Джахан планировал построить для себя точную копию
Тадж-Махала из черного мрамора на другом берегу Ямуны. Еще великий
правитель мечтал соединить оба мавзолея красивым черно-белым мостом,
который бы символизировал воссоединение душ влюбленных. Однако
грандиозным планам было не суждено осуществиться - горе и болезни
подточили здоровье императора и этим не преминул воспользоваться один
из его сыновей, Ауарнзеб, который в 1658 году сверг царя, устроив
заговор. История повторяется, ведь когда-то сам
Джахан пришел к власти через братоубийство. Несчастного Хурамма
заточили в башню Красного Форта (что неподалеку от Тадж-Махала) и до
конца дней своих вдовец мог лишь видеть из окна бурную реку Ямуну, да
стены усыпальницы прекрасной Мумтаз. 23 января 1666 года Шах Джахан
скончался и был погребен рядом с супругой. Мавзолей
Тадж-Махал
- это часть огромного комплекса, состоящего из главных
ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад. Сюда же входит
мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных
зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает
внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота,
украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных
на строительство Тадж–Махала. Тадж-Махал стоит
в самом конце этого комплекса, на берегу реки Ямуны. В настоящее время
он потерял часть былого великолепия - вандалы не пожалели и этого
шедевра архитектуры. Так, во время одного из набегов неприятеля были
украдены серебряные ворота, безвозвратно исчезло жемчужное покрывало,
которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из
фасада здания и внутренних стен … Однако Индийское правительство
старается поддерживать памятник в достойном состоянии. Так же этот
объект занесен в список культурно-исторических ценностей мира и
охраняется ЮНЕСКО. Интересно, что для реставрации стен до сих пор
используют старинное индийское косметическое средство, приготовленное
на основе извести и молока. Эту «маску» наносят на мраморные стены
здания, что позволяет отбелить их очистить от загрязнений. Достойное
обрамление Тадж-Махалу – великолепный парк, который имеет четкую
планировку. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные
европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн,
разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также
делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит
оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К
минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой. Таким
образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где
каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей
симметрии. Жемчужина Индии – Тадж Махал… Сейчас,
спустя много веков он остается по-прежнему прекрасным. Днем, молочно
белые мраморные стены улавливают лучи яркого солнца и сами будто
излучают свет, ночью – мавзолей источает лиловое сияние, а ранним утром
он уже имеет розовый, словно перламутровый, окрас. Мавзолей
отражается в спокойных водах реки Ямуна, загадочно сияет в утренней
дымке и издалека, кажется, что Тадж-Махал парит над землей, устремляясь
ввысь, к небесам. Поэт Рабиндранат Тагор сказал о Тадж-Махале: «Пусть
великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет как магическое мерцание от
радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал ярко сияет на щеке
времени…».
|